Маяк Алтая

+7 (925) 700 03 02 - Москва
+7 (963) 518 80 60 - Алтай

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 
 
 
 

Легенды Горного Алтая

E-mail Печать

Горный Алтай -  древнейшая культура, смесь цивилизаций, языков, нравов, вероисповеданий, традиций, а, соответственно, кладесь сказаний и легенд... У нас Вы можете почитать  самые интересные и древние легенды Горного Алтая!

Айское озеро и Дьелбеген.

Давным-давно на Алтае жил счастливый народ. Пасли невидимый скот, сеяли и убирали урожай для хлеба. Но настало время, когда появился грозный семиглавый дракон "Дьелбеген". Борьба народа с Дьелбегеном продолжалось до тех пор, пока не осталось сил для борьбы с грозным драконом. Тогда люди обратились к Кuн-Солнцу с помощью. Кун-Солнце пытался поймать Дьелбегена, но когда приблизился к земле, то все растения, леса начали гореть. С тех пор на сопках не растут деревья. Тогда Кун-Солнце попросил Ай-Луну помочь людям и отправил на землю. Ай спустился на землю и поймал семиглавого, грозного Дьелбегена на месте Дьелбер-Таш т.е. Камень Дьелбегена. Грозный дракон не хотел покинуть землю и зацепился за растущую на это месте большую растущую одинокую иву-тал. Ай поднял Дьелбегена вместе с деревом высоко от земли. На этом месте образовалась большая воронка, а камни с корней дерева сыпались прямо на эту воронку. Со временем в дождливые годы на том месте где Ай-Луна поймал Дьелбегена образовалось круглое озеро с камнем по середке - Ай-Кoли т.е. лунное озеро. А высоко в ночном небе светит Ай-Луна спасительница. В полнолунии вы заметите на Айе, тени самого сказочного Дьелбегена.

Богатыри Катуни.

Два Катунских богатыря, Сартакпай с сыном, задумали построить мост через бурливую Катунь. Работа началась с исполинской силой. Добрый дух Ульген помогал им, но с условием, что бы во время работы, они держали себя в чистоте. Огромные камни посыпались с той и другой стороны своевольной реки; остались не более сажени на середине для арки, под которою предназначено течь воде. Но день вечереет, мощные труженики предаются усладительному отдохновению; добрый дух Ульгеня охраняет их покой. Вот они пробуждаются. Сартакпай, схватив крепкими руками бремя камней, спешит к трудам своим, но видит, что много камней из насыпи поглощено Катунью, потому что сын его не соблюл условия доброго духа. Сартакпай с негодованием на челе, садится на ближайший камень и грустно смотрит на недоконченное строительство. Следы его сидения и огромных босых ног отпечатлелись на камнях и с остатками насыпи сохранились доселе выше устья р. Чемала."После неудавшегося постройки моста через р. Катунь богатырь Сартакпай взглянул вниз по реке и увидел, что путь бурливой реки Катуни преграждается утесом около устья р. Чемала. Сартакпай натянул лук и выстрелил вниз по реке сказав: "Jол болзын" т.е. "Пусть будет дорога". Стрела ударила в чемальский утес, пробила его и отбросила обломок "согон таш" верст на 13-15 ниже к местности Аскат. Поэтому обломок от горы стоит отдельно от всех других гор на берегу Катуни". Сартакпай, находясь в местности Кор-Кечу, бросил в летевших гусей камень: брошенный камень упал у речки Мены в Чуйской долине. Этот камень лежит около чойской дороги, выше местности Чибит, верстах в пяти, а от Кoр-Кечu на Катунь в 120 верстах. Камень круглый, пудов около семи весом.

О Телецком озере.

В давно минувшие времена во всем Алтае был голод. Один богатый человек обладал большим слитком золота, но обойдя весь Алтай со своим сокровищем, не мог приобрести на него ни одного куска хлеба. Раздосадованный богатый человек бросил свой слиток в озеро и сам погиб в волнах его. От того Телецкое озеро на языке ойрот-алтайцев называется Алтын Кoл, то есть Золотое Озеро.

Бия и Катунь.

Когда-то реки Бий и Катунь (Кедунь-ханша) были супругами. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж - спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание, т.е. держать пари. Кто в этом споре-состязании победит, тот должен верховодить в семейной жизни. Устроили состязание на быстроту бега до горы Бабыргана. Так началось между ними состязание. Стоящие на пути тайга и горы раздвигались, давая ему путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.
"Что ты, разинув пасть, смеешься?" - спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ:
"Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь".
Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала: "Хотя я и проиграла в споре, но зато я жена Бия - господина". С тех пор за ними закрепились эти имена.
Обе же реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на север Алтын Казыку (то есть Полярной Звезде), образуя Обь, что по ойрот-алтайски "своенравный и ненасытный государь". Многие известные шаманы-камы в своих мистериях обращались к "Тойбодым", то есть к "Оби".

Легенда о создании Алтая.

Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край - обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого - Алтай, что в переводе означает "золото"

Святой источник Аржан-Суу.

Однажды охотник ранил в горах марала. Но зверь не упал, а быстро помчался прочь. Охотник же, прельстившись драгоценными рогами, погнался за маралом по снегу. Кровью истекал марал, но добежал до горячей воды Аржан-Суу и с разбегу кинулся в нее. Пока охотник спускался с горы, у зверя затянулись раны, марал выскочил из воды и помчался дальше. Увидев это чудо, охотник бросил сушеного хариуса - рыба поплыла в воде источника, шевеля плавниками. Кинул он в воду шкуру выдры, вынырнула выдра и погналась за хариусом. Понял охотник, что Аржан-Суу силу и жизнь всем дает.

Легенда о Бобыргане.

В очень давние времена у хана Алтая было много детей, но все они были дочерьми, и только один сын был у него - славный богатырь Бобырган. Все было бы хорошо, да часто ссорился брат со своими сестрами. Вот однажды, после очередной ссоры, превратился Бобырган в огненную стрелу и улетел далеко от своих родных. Так и остался он стоять навечно в гордом одиночестве. И только иногда со своей любимой сестрой Синюхой обменивается письмами. Письма эти не что иное, как снеговые и дождевые тучи. И чем больше скучает по своей сестре своенравный брат Бобырган, тем больше писем он ей шлет, тем чаще на Алтае идут дожди.

Чуди.

Есть горные люди-призраки. Чуди. Они жили очень давно и пришли из Эмондской степи. Они были хозяевами Алтая. Их исчезновение как-то связано с белым цветом. Одна теория каким-то образом привязывает белую березу. Теория Рериха говорит, что исчезновение этого народа связано с появлением белых людей. Якобы, чуди отказались от повиновения. Тем не менее чуди исчезли и исчезли очень интересным образом - они само закапывались: Чуди рыли большие ямы, делали настил из земли, поддерживаемый деревянными стойками, заходили туда всем племенем и обрушивали "крышу" на себя. На месте этих само-захоронений со временем образуются конические ямы, в которые иногда проваливаются люди. Существует гипотеза, что таким образом Чуди пытались перейти в другой, параллельный мир. И им это удалось. Есть люди (альпинисты, скалолазы), которые утверждают, что видели некие существа, похожие на людей, которые выходили из скал и заходили туда обратно. Хотя, эти видения могли быть результатом горной болезни.

Легенда о домбре.

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат все играет да играет. Так день прошел и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший браг, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Вот так через этот прекрасный мелодичный инструмент и осталась среди людей память о младшем брате, а о старшем тщеславном брате никто и не вспомнил.

Легенда о Дунькиной Яме.

Эта легенда относится к более поздним и связана с историей русских поселенцев. В далекие времена в одном русском селении полюбили друг друга парень и девушка, Звали парня Евсеем, а девушку Дуняшей. Пришел парень девушку сватать, а злой отчим не хочет девушку отдавать замуж за простого мужика. Запер он свою падчерицу под замок. Да только для настоящей любви нет преград. Ночью прокрался Евсей к любимой и похитил девушку. Удалось им убежать довольно далеко от родных мест. Нашли они среди гор прекрасную долину, облюбовали себе место под жительство. Ничего не заподозрили молодые люди, не задумались, почему же в таком красивом месте никто до сих пор не поселился. Отправился Евсей на охоту, а Дуняша осталась хозяйничать. Вдруг налетела огромная черная туча - это злой дух спустился с гор, схватил он прекрасную девушку, и умчался вместе с ней в неизвестные дали. Только и успела вскрикнуть девушка своему любимому: "Ищи меня!" Долго искал невесту Евсей. Нашел он ее среди берез, но было уже поздно: девушка была мертва. Схоронил жених Дуняшу в этой красивой березовой ложбине. Как только закопал могилку, сразу рядом с ней пробился из земли хрустально чистый родник, как будто слезы девушки, сожалеющей о несбывшемся счастье, вырвались наружу. С тех пор этот ручей зовут Дуняшиным, а ложбину - Дунькиной Ямой. Примечание: Дунькина Яма - красивое место, расположенное среди гор, до которого можно добраться проехав 23 км от села Алтайское в сторону села Куяган.

Легенда об Эльбрусской деве.

Альпинист-одиночка много раз делал восхождения на горные вершины. В одно из таких путешествий он заночевал в избушке у подножия ледника. Вдруг посреди ночи в окно ударил яркий, почти белый луч света, как будто кто-то светил в окно фонариком огромной мощности. Этот луч стал шарить по избушке как - бы в поисках человека. Турист испугался. Через некоторое время луч померк, зато кто-то стал ломиться в избушку с нечеловеческой силой. За стенами слышался страшный рев, дверь сотрясалась от громких ударов, кто-то барабанил по ней и по срубу. Турист заложил дверь ледорубом, а сам в ужасе забился под нары... Внезапно все стихло. После страшного грохота и шума наступила звенящая тишина. Турист выбрался из-под нар и выглянул в окно, чтобы посмотреть, кто же создавал такой шум. Его взгляду предстала удивительная картина: на склоне горы в призрачном свете мерцающих звезд стояла прелестная девушка. Ее прозрачные одежды не скрывали стройного тела и она казалась обнаженной. Длинные золотистые волосы струились по плечам. И только глаза ее были совершенно ледяными, мертвым светом глядели они на человека, и этот свет как бы проходил сквозь тело, и безжалостный, леденящий душу холод охватывал юношу. Турист заворожено смотрел на прекрасную незнакомку. Вдруг до него донесся голос - как будто тысячи хрустальных колокольчиков из хрупких льдинок нежно зазвенели вокруг. Это восхитительная чаровница звала его по имени. Ее нежные руки манили юношу в объятия, чувственные губы посылали сладострастные поцелуи, голос умолял открыть дверь и впустить красавицу. О как заманчиво и беззащитно выглядела девушка среди суровых скал! И турист забыл про тот ужас и страх, который только что испытывал, его рука сама собой потянулась к двери, запертой ледорубом: Утром шедшая на восхождение группа обнаружила тело этого альпиниста. Он сидел на нарах совершенно окоченевший, превращенный в ледяную статую. В руках он держал ледоруб, в глазах его навечно остался ужас, смешанный с восхищением. Бытует поверье, что встречается в этих горах Эльбрусская дева, которая показывается только альпинистам - одиночкам. Когда кто-то понравится этой ледяной красавице, приходит она ночью к альпинисту и соблазняет его. И если он поддастся ее чарам и подпустит к себе близко, то от первого ее прикосновения превращается в ледяную статую. Тем самым она как бы приобщает человека к себе, к своему ледяному величию, к своему небытию.

Легенда о реке Истэбэ.

В районе Телецкого озера есть бурная речка Истэбе. Левее ее впадении в озеро находится одноименная гора, на склоне которой видно 5 больших борозд. Эти без крупной растительности борозды образовались вследствие ежегодно скатывающихся лавин. Но впечатление такое, что кто-то огромной когтистой лапой пробороздил этот склон горы. Легенда говорит, что очень давно появился на Алтае злой дух Ильбегень, который начал поедать скот и людей. Тяжелое настало время: люди боялись выйти из юрт, говорить громко, смеяться. Боялись выйти на луга и на охоту. Тут начались новые напасти: стал людей одолевать голод, а вслед за ним пришли и болезни. Дошедшие до отчаяния люди обратились за помощью к солнцу: "Помоги, о всемогущее Солнце, избавиться нам от прожорливого Ильбегеня!" Солнце решило помочь людям, но когда оно приблизилось к земле, высматривая злобного духа, все стало выгорать от его жгучих лучей. Воспламенились луга и тайга, и Солнцу пришлось вернуться обратно на небо. Люди обратились за помощью к Луне: "О, всемогущая Луна, помоги нам избавиться от прожорливого Ильбегеня!" Луна откликнулась на просьбу людей, но с ее приближением к земле стало все замерзать, вода в реках и озерах стала покрываться льдом, и Луна ушла обратно. Тогда люди обратили свои мольбы к богатырю Сартакпаю. Выслушав их, Сартакпай согласился им помочь. Стал он ждать удобного случая. Вскоре этот случай и представился. После очередного нападения на поселение Ильбегень сытно пообедал и крепко заснул на вершине горы, обхватив ее своими когтистыми лапами. Сартакпай незаметно подкрался, схватил Ильбегеня своей могучей рукой за шиворот и рванул так, что не успевшие разжаться когти пробороздили по склону глубокие борозды. Стал поднимать Сартакпай Ильбегеня, но тот оказался очень тяжелым. Обшарив его рукой, богатырь обнаружил на поясе громадный кремень, из которого Ильбегень высекал огонь, закуривая трубку. Оторвал Сартакпай кремень, бросил на землю, а самого Ильбегеня швырнул с такой силой, что улетел тот в неведомые дали и не осталось от него и следа. Не стало злого духа, только кремень, что упал на землю рядом с каменным заливом, напоминает и по сей день о нем. Этот огромный камень так и называется "Ильбегень-Таш" -"камень злого духа".

Легенда о Катуньских порогах.

Два катунских богатыря, отец с сыном задумали прославиться, построив мост через бурную Катунь. Начали они работу. Добрый Ульгень согласился им помочь, но с условием, что во время работы они будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с обеих сторон своенравной реки. Принялись богатыри за строительство моста. Славно и долго они трудились, спорилась в их руках работа, но и для богатырей слишком тяжел этот труд. Осталось им сложить из камней не более сажени, и была бы завершена арка, под которой должна была течь река. Но настал вечер, а в горах темнеет очень быстро. Решили отец с сыном отдохнуть, Ульгень охранял их покой. Крепко уснул отец. Но молодой сын его, несмотря на усталость, никак не мог уснуть. Лежал он, глядя на звезды, прислушивался к ласковому шепоту коварной красавицы Катунь. Не хотелось своенравной красавице покоряться людям, желала она навсегда остаться неприступной и непреодолимой. Нежные речи шептала она славному молодому богатырю, звала и манила его в свои объятия. Долго не поддавался уговорам юноша, но под утро явилась к нему Катунь в обличье прекрасной девушки: изящной и тонкой, стройной и воздушной. Улыбалась ему красавица, манила за собой. Не смог сдержать своего желания молодой богатырь, кинулся он за красавицей. А она легкой тенью скользнула по воде и растаяла утренним туманом. А доверчивого богатыря захлестнул поток воды страшной силы, и он утонул. Проснувшись после крепкого сна, отец увидел, что много камней из насыпи поглощено Катунью. Стал звать он сына, не откликнулся тот. Понял тогда опытный богатырь, что сын его нарушил условия доброго друга Ульгеня. Огорчился отец-богатырь и расстроился. С негодованием на челе сел он на ближайший камень, долго и грустно смотрел на неоконченное строительство. Следы его огромных ног отпечатались на камнях и видны до сих пор. До наших дней сохранились каменистые насыпи выше устья реки Чемал - это остатки недостроенного моста через Катунь.

Легенда о Кедре.

Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь. Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. - Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? - удивленно заметил молодой кедр. - Я упал бы еще вчера, - ответил старый кедр, - но подо мной пег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.

Шароваровы.

А еще при раскопках на Алтае были найдены орудия труда, размеры которых позволяют сделать выводы, что рост хозяев этих орудий труда не выше бедра взрослого человека. Эти орудия принадлежат эпохи оледенения. Называется народ шараваровы. Наличие этого народа, пожалуй, единственная теория существования гномов на земле. Тем не менее, скелетов этих людей найдено не было. Но и это еще не все. На Алтае были найдены скелеты очень больших людей, европеоидной расы. Их высота достигала 3-х метров, а цвет кожи был красным. В связи с этим есть гипотеза, что европейцы произошли именно из Алтая.

Сказка-загадка.

Был у одного хана сын. Подошло ему время жениться. Стал ему хан невесту подыскивать. Много девушек было на примете у хана: были среди них и красавицы, и умницы, и хорошие певицы, и замечательные танцовщицы. Призадумался хан, как же найти самую достойную невесту? И решил тогда хан выбрать в жены своему сыну самую хорошую хозяйку. Собрал он всех девушек, желающих стать ханскими невестками, и объявил, что та, которая первой вскипятит воду в чайнике, и выйдет замуж за его сына. Велел он выдать каждой девушке по чайнику, равному количеству воды и дал отсчет времени. Кинулись девушки хворост собирать, костер разводить, торопятся, стараются. Была среди них одна девушка, которая совсем не хотела идти замуж за ханского ленивого сына, потому что любила она обыкновенною пастуха, да так сильно, что и ханское богатство было ей не мило. Это отец ее настоял, чтобы она приняла участие в соревновании, уж очень ему хотелось породниться с богатыми людьми. Так вот. легенда рассказывает, что именно у этой самой девушки у первой закипела вода в чайнике. Как вы думаете, почему? Ответ: Все те девушки, которые очень хотели выйти замуж за ханского сына, непрерывно поднимали крышки чайников и смотрели: не закипела ли вода. Температура нагрева воды в чайнике падала, и на закипание воды требовалось уже больше времени. Та же девушка, которая не хотела замуж, к чайнику и не притрагивалась, поэтому и вода закипела у нее быстрее всех.

Легенда о Тавдинской пещере.

Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И, хотя всяких богатств у нее было число несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую дичь - никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми ворохами, исчезало на глазах, как в землю проваливалось. Охотники всех соболей, козлов, маралов повыбили во всей округе, а Тавда все увеличивала оброк. Грозила, что, если в срок дань подана не будет, то отберет тогда у невольных людей их детей. Сыновей заберет в свое войско, а дочерей в рабство - ковры ткать, коз доить и всякую черную работу делать. День и ночь метались по опустевшей тайге охотники. Понурые, с пустыми сетями брели в бедные юрты рыбаки, в озерах и реках давно уже рыба не водилась. Все исчезало в ненасытной, бездонной утробе жадной Тавды. Сколько бы это продолжалось, никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой А вскоре добрая слава пошла по всем ближайшим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы, да раздаривал бедным, радости не было конца. Катынг. так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров. Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть... "Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая" начал Манжерок. "Вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные". А вот моя сеть - продолжила Катынг, ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая". А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат! Догадалась Тавда. что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью успела крикнуть любимому - "Прощай!" И бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры, Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех - чилим. Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, не далеко одно от другого, видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда - много всякого добра! По легенде - это и есть богатства ханши Тавды. А входы в Тавдинские пещеры стережет Лунный Соболь. Его носила на плечах жадная ханша. Он вел счет ее богатствам, а теперь стережет их в Тавдинских пещерах.

Легенда о Белой Женщине.

Два парня крепко дружили, и угораздило их влюбиться в одну и ту же девушку. Когда ей предложили выбрать одного, она только плечами пожала и сказала, что недостаточно их знает. Чтобы проверить ее чувства, ребята предложили ей участвовать в походе, и она согласилась. В горах же случилось несчастье - обвалились камни, и девушка застряла в расщелине. Сама она вылезти никак не могла, способна была только звать на помощь. А парни, чтобы не портить своей дружбы, решили оставить ее на смерть и ушли, сказав всем, что она погибла под обвалом... Девушка каким-то образом все же выбралась и с того времени все ходит по горам и мстит молодым мужчинам. Жертвы же свои она якобы приносит под известной Черной Березой.

Легенда о змеиной горе.

Говорят, что раньше не было ядовитых змей на Алтае, а теперь щитомордник встречается здесь довольно часто. В одном стойбище жили только одни мужчины, потому что предводитель этого племени ненавидел женщин. Но жизнь брала свое и молодые юноши влюблялись в красавиц из соседних селений и хотели на них жениться. Вождь был достаточно смышлен, он не хотел вызывать недовольство среди своих богатырей, а потому ставил перед ними справедливое условие: юноша может жениться на девушке только в том случае, если сумеет подняться с невестой на руках на вершину высокой горы. Но если жених не мог донести любимую до вершины и опускал ее на землю, то она превращалась в змею. Многие юноши пытались покорить вершину неприступной горы с невестой на руках, но путь был очень труден и никто так и не сумел выполнить условие вождя. Много девушек превратилось в змей на радость злобному хану. Но вот однажды бедный пастух влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью. Пришла молодая пара к хану с просьбой разрешить им пожениться. Не против жестокий вождь, если выполнят они его условие. Подхватил пастух свою невесту на руки, стал подниматься на вершину, а хан не спускает с них глаз, внимательно наблюдает, как он пытается достичь своей цели. Труден путь в гору, юноша уже теряет последние силы. Вот-вот коснется земли его невеста и превратится в змею, которых вокруг видимо-невидимо. Но девушка стала помогать своему жениху. Незаметно, чтобы не видел беспощадный вождь, стала она то рукой, то ногой отталкиваться от земли. Так понемногу они и продвигались вперед. И вот счастливые влюбленные стоят на вершине. А злобный хан, охваченный гневом, сам превратился в ядовитую змею - щитомордника.

Легенда про Бабку-Агапку и Черного пса.

Пустынна в своем среднем течении река Песчаная, говорят, что это не случайно, и не селятся там люди по веской причине.
Было одно поселение в этих местах, мирно да спокойно жили там люди. Свадьбы играли, детей рожали, работали, на охоту ходили да помирали потихоньку все как положено у людей. Но как-то поселилась в том селе семья, поначалу никто на них особенного внимания и не обратил. Вроде как отец с дочерью, нелюдимые только, ни с кем особенно не общались. Да и то понятно: вдовец и сирота, мало ли какое горе стряслось, может, лишнее сочувствие им неприятно будет. Знали про них одно: вдовца кличут Абрамыч. и что заядлый он охотник, целыми днями пропадает в лесу, а его красавицу дочь зовут не модным для молодой девушки именем Агапа.
Вот за этой девушкой и стали замечать странности. Как придет эта красавица на вечорку, хоть и стоит в сторонке, никого к себе не подзывает, да все равно за ней какой-нибудь парень провожать увяжется. Все бы ничего, да вскоре после проводин заболевали парни: быстро силы их таяли, лицо покрывалось морщинами, как у стариков, и вскоре они умирали. Но и эти странные болезни люди не сразу связали с Агапой. В год она не больше двух-трех раз на вечеринки ходила, все остальное время редко из дома показывалась.
Незаметно годы летят, лет десять, а может, и больше прошло, а Агапа нисколько не меняется. Все так же прекрасно ее лицо, все так же тонка талия, все так же черны как смоль ее длинные косы. Все так же ходит она изредка на молодежные гуляния, уходят с ней провожатые, да через некоторое время помирают. Все больше становится на деревенском кладбище могилок молодых парней, которые умерли как старики. На каждой такой могилке вырастала осинка, и трепетала своими чуткими нервными листочками на ветру.
Поползли по селу разные слухи, стал народ злобным да боязливым. Мужики пытались Абрамыча подпоить да всю правду у него выпытать, но никак это не удавалось. Чем больше Абрамыч пил, тем мрачнее становился. На все расспросы твердил только одно: "Не трожьте Агапку, люблю ее больше жизни".
Так и решили люди, что вовсе не дочь ему Агапа, а жена. И каким-то образом связалась она с силой нечистой, и та помогает ей оставаться вечно молодой и красивой. Только нужно ей время от времени подпитываться молодой энергией. Вот и забирала она эту энергию у парней своих провожатых.
Стали люди из тех мест разъезжаться, а те, кто остались, из дома не выходят, боятся Агапки, Девушка же стала по опустевшим улицам ходить, в окна стучать, парней к себе зазывать. Но никто не хотел идти за собственной погибелью. Видят люди, а Агапка-то день ото дня все старее становится. Черные волосы сединой покрылись, белое лицо избороздили глубокие морщины, тело ссохлось и согнулось. Все быстрее она бегает по улицам, рыщет как пес голодный. Вскоре и вправду обратилась она в огромного черного пса. Теперь не только молодым парням, никому проходу не стало. Последние люди тайно по ночам покинули проклятые места.
Говорят, что оголодавший и обезумевший пес пытался напасть на своего хозяина Абрамыча. Тот от его страшных челюстей бросился по камням через реку, да поскользнулся, сорвался и утонул. С той поры этот порог зовется Абрамычем. Очень трудно его пройти, нужна большая сноровка и умение. По берегам тем никто не ходит, никто не охотится, хотя дичи там очень много. Видно, черный пес настигает любого пешего охотника или туриста. Появляется он на берегу и провожает долгим внимательным взглядом проходящих по воде водников.
Поговаривают, что на стоянке в районе порога Абрамыч во время ночного дежурства подходит к дежурному старушка и зовет ласково зайти к ней на чаек в землянку, И если турист соглашается пойти попить чайку, то к своему костру он уже не возвращается никогда.
Есть и еще одна примета, связанная с бабкой Агапкой, Если кто-то из водников, услышав рассказ о бабке, начинает надсмехаться над ней, высказывает недоверие к "этим детским сказкам", то обязательно на маршруте случаются с таким незадачливым туристом неприятности.
Видел ли кто-то бабку Агапку в реальности - неизвестно, а вот огромный черный пес существует в действительности, и рассказчик этой легенды вместе с друзьями видели его. Причем, пес всегда находится на противоположной стороне от судна.
И вот однажды, когда пес появился среди камней и опять застыл, как изваяние, внимательно наблюдая за проплывающим мимо экипажем, команда специально переправилась на этот берег в твердом желании найти собаку и развеять миф о ее неуловимости. Молодые парни обшарили все прибрежные скалы, но нигде не нашли ни расщелины, где бы мог укрыться пес, ни пещерки, ни жилья. А вокруг места просто непроходимые. Каково же было удивление людей, когда, уже собравшись отплывать от этого проклятого места, они увидели пса на противоположном берегу, он снова смотрел на туристов и, казалось, с усмешкой провожал их отплытие.

Легенда об озере Ая (1-я легенда).

Над землей витает злой дух Дельбегень. Он любит делать свои грязные делишки, причиняя людям зло и страдания.
Однажды, чтобы сделать людям очередное зло. Дельбегень украл у людей Луну. На земле наступила тьма. Людям стало очень трудно жить в темноте. Луна знала, что она очень нужна людям, и ей удалось сбежать от Дельбегеня. Снова на земле воссияли свет и радость для людей. Но, чем счастливее были люди, тем злее становился Дельбегень. Он опять украл Луну и на этот раз спрятал ее в глубокой расщелине в горах на дне красивого озера с прозрачной студеной водой, поставив сторожить Луну брата, сестру, мать и отца. Но родственникам - сторожам стыдно перед людьми, что Дельбегень приносит людям столько зла и лишает их света по ночам. Поэтому они прячутся от людей.
Так, сестра Дельбегеня, охраняя Луну с Юга, прячется за голубым покрывалом. Отец Дельбегеня - Шаман, он спрятался в горах и его можно увидеть только с трех точек. Мать Дельбегеня - Баба Яга, спряталась в скалах и с усмешкой смотрит, как разыскивают ее люди. С восточной стороны ее можно увидеть только с одной точки. У изголовья Баба Яга держит верблюда, чтобы быстрее догнать Луну, если она в очередной раз попытается сбежать.
Но самым хитрым оказался браг Дельбегеня - Бабыр. Он расположился на севере и так ловко спрятался, что его можно увидеть в полнолунную ночь только в 24 часа. До сих пор эти хитрецы караулят Луну и прячутся от людей.
Примечание: Синюха - гора, которая часто скрыта облаками и находится в голубом мареве. Баба Яга - это скала, которую с дороги не видно, но зайдя на определенную поляну напротив поселка Катунь, можно разглядеть па севере профиль Бабы Яги: лоб, глаза, нос крючком, полуоткрытый рот и один зуб. Верблюд - это гора, по форме напоминающая лежащего верблюда. Голова Шамана (Чертовка) тоже видна с определенных точек: в 150 м. от моста в сторона Соузги, со стороны дороги от с. Н-Каянча. Внимательный путешественник увидит алтайский профиль, огромную шапку и бороду, длиной до самой дороги.
Если же вы захотите увидеть лицо Бобыргана - надо подняться на вершину горы Бобырган, там есть скала Трибуна, от нее надо отойти метров 15 на восток и только в полнолунную ночь и ровно в 24 часа надо резко повернуться назад. Перед вами будет огромная голова алтайца. Это изображение получается за счет игры теней.
Бабыр - так в этой легенде называется гора Бобырган (Бабырхан). Эта гора является самой высокой на фасе Горного Алтая, абсолютная отметка - 1008,6 м. Над уровнем реки Катунь Бобырган возвышается на 700 м. Находится эта гора на границе степной и горной зон, имеет живописные формы выветривания в виде башен, северный склон более крутой, чем южный. Может, именно благодаря своим оригинальным формам и необычному местоположению, эта гора тоже породила немало легенд.
Считается, что гора Бобырган - это бывший вулкан, по рассказам старожилов еще совсем недавно, лет 40-50 назад, в его кратере на вершине было озеро, теперь же там остался только родник.

Легенда об озере Ая (2-я легенда).

Давно это было...
Тогда на земле жили удивительные животные и добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные и люди-людоеды.
В этих краях, среди прекрасной природы, жил кровожадный людоед Дельбегень. Много добрых людей погибло от него. Много зла и горя принес он добрым людям. С грустью и гневом смотрела сверху вниз на злые деяния Дельбегена Луна (по-алтайски - Ай). В одну из ночей, когда Дельбегень творил свои грязные дела. Луна не вытерпела и спустилась в долину. Велика Луна, тяжела. Там, где опустилась она на землю, образовалась большая вмятина. Схватила Аи людоеда и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в реку Катунь. Поднялись высокие волны и залили вмятину, которая образовалась на том месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро. Спасенный род людской в память о тех давних событиях назвал это озеро Ая. А на реке Катунь в том месте, куда Луна сбросила людоеда, образовались пороги, которые трудно проплывать. Это злой Дельбегень до сих пор строит козни людям и пытается их погубить.

Легенда об озере Ая (3-я легенда).

Жили в одном стойбище две сестры. Одна вышла замуж за богатого, другая - за бедного. В один год родились в этих семьях дети: у богатых - дочь, а у бедных - сын, Прошли годы, выросли дети. И вот однажды нанялся парень к богатому овец пасти.
Здесь встретился он с девушкой и полюбил ее, а она ответила ему взаимностью. Посватался бедняк к отцу своей возлюбленной, но богач даже не захотел говорить с пастухом. Велел отец дочери забыть про глупую любовь.
Решили влюбленные убежать из родного стойбища и пожениться в чужой стороне. Договорились они, что, как только сядет солнце, и загонит парень овец, встретятся они с девушкой на высокой скале. Но, оговорился парень, если не придет он после захода солнца, значит, не придет больше никогда, потому что узнал обо всем отец девушки и убил его.
Наступил долгожданный вечер, пришла девушка на условленную скалу и стала ждать. Вот уже солнце коснулось краешком своим гор, а любимого все нет. Испугалась девушка, что никогда его больше не увидит, и заплакала. И так она сильно плакала, что у ног ее целое озеро из слез натекло. Тут солнце совсем зашло, погас последний луч. С ним погасла и надежда на счастье. Любимого все нет и нет.
Решила девушка, что убил отец ее возлюбленного, а раз так, то и ей без любимого не жить. Бросилась красавица в то озеро, что появилось вокруг скалы, и утонула. А парень опоздал всего на несколько минут. Не застал он девушки, увидел озеро чистое и прозрачное как слеза, понял он все и не захотел жить без любимой. Вскрикнул он: "Ах, я!" и бросился со скалы, на которой стоял, и разбился.
То озеро и поныне существует, а возле него скала с камнями красными, как кровь. И называется то озеро - Ая.

Легенда об озере Ая (4-я легенда).

Давным-давно в одном селении жила девушка. Однажды она пошла в лес за ягодами и вдруг в малине увидела раненого медведя. Очень испугалась девушка, но медведь смотрел на нее так жалобно, что страх девушки прошел. Пожалела она его, перевязала рану животному своим платком и стала каждый день ходить в лес навещать медведя.
У этой девушки был жених, и платок, который девушка отдала медведю, подарил ей он. Стал замечать жених, что нет у его невесты подаренного им платка, стала холодна с ним его возлюбленная и отлучается очень часто в лес. Решил он проследить, зачем же девушка бывает в лесу и быстро нашел ее в обществе медведя. Не понравилось юноше, что его невеста очень ласково и нежно разговаривала с медведем. Увидел он на диком звере свой подарок - платок, и охватила юношу страшная ревность. Вскинул он ружье и застрелил хозяина леса. Обагрился медвежьей кровью платок девушки, Подняла она его, прижала к сердцу, обезумела от горя и с громким горестным криком; "А я?!", "А я?!" - побежала в лес. На пути ее встало озеро. Но девушка, вся в слезах, и не заметила его, кинулась в воду прозрачную и утонула с криком "А я?!" Давно это было, но с той поры в местах, где бежала девушка, и капала медвежья кровь с платка, растет красная ягода, а озеро называется Ая.

Легенда об озере Ая (5-я легенда).

Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню. И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища к любимому. Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условный час. Но богатый хан, почуяв недоброе, глаз не спускал с дочери. Кое-как удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу.
Увидел юноша, солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. "Любимый погиб, а я?". С этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.

Легенда о селе Ая (1-я легенда).

Много легенд сложено о долине, где расположено село Ая. Много существует версий и о названии этого села. Вот одна из них.
Люди, заселившие долину около двухсот лет назад, не могли долго придумать, как назвать им свое поселение. Собрались они вместе, стали придумывать. Шум, гам. Спор до самой ночи длился, но так и не смогли придумать ничего подходящего. Темно уже стало, начали люди расходиться. Кто-то споткнулся в темноте и сильно ударил ногу, от боли вскрикнув: "Ай!". Тут из-за туч и луна выглянула, как будто ее позвали.
Светло стало кругом, легче по домам будет идти. В благодарность жители село свое именем луны назвали - "Ай", что в переводе с алтайского значит "луна" или "месяц". Впоследствии, для более легкого произношения, село стали называть Ая.

Легенда о селе Ая (2-я легенда).

В давние времена жил хан Бабыр.
У хана Бабыра была прекрасная дочь. Она очень любила природу и часто прогуливалась по окрестностям своего стойбища.
Однажды девушка во время прогулки задумалась и не заметила, как ушла от своего дома далеко в горы. Очнувшись от своих мыслей, она увидела на высокой скале цветок необычайной красоты. Ей очень захотелось сорвать его. Ведь этот цветок был так же прекрасен, как она сама. Только он мог достойно украсить ханскую дочь.
И девушка совсем забыла об осторожности. Потянувшись за цветком, она сорвалась со скалы и полетела вниз, успев вскрикнуть: "Аи-я"!
Так погибла красавица, а хан Бабыр от большого горя превратился в каменную глыбу, которая до сих пор стоит возле места трагедии.
Люди, которые в последствии заселили эту долину, услышав легенду, назвали свое поселение выкриком девушки - АЙя.
А чудесный цветок, за которым потянулась девушка, встречается в этих местах до сих пор. Может и вам посчастливится его найти. Этот цветок называется - эдельвейс.

Легенда о реке Катунь (1-я легенда).

Эта легенда рассказывает о тех временах, когда на Алтае не было больших рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным сокровищем была дочь - красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались ее руки, но все они были отвергнуты. Никто не знал, что девушка тайно влюблена в молодого пастуха Бия.
Очень любил свою дочь хан Алтай, но, видя, что она отвергает выгодных женихов, рассердился на нее. Стал выяснять, почему красавица-дочь гонит прочь всех богатых и знатных молодых людей. Донесли ему про любовь между ханской дочерью и бедным пастухом. Еще больше разгневался хан и сказал: "Выдам тебя за того, кою пожелаю. Сам найду тебе жениха!". Поняла Катунь, что отец не изменит своего решения, и отважилась сбежать к любимому. В глухую темную ночь она бесследно исчезла. А утром хан, обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал, что его дочь красавица Катунь будет принадлежать тому, кто ее догонит и вернет к отцу. Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая себе дорогу среди камней.
Узнав про побег любимой, пастух Бий оставил байские отары, превратился в быстрый поток и устремился навстречу ненаглядной невесте.
Ханские воины, как ни старались, не смогли догнать беглянку. Встретилась она со своим избранником, кинулась к нему в объятия и так они, обнявшись навечно, потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку - Обь.
Страшно разозлился хан. В гневе превратил всех своих незадачливых слуг в валуны и камни, а сам окаменел от горя, став высокой горой Белухой.
Самый быстрый из воинов - Бобырган, во время погони убежал дальше всех и теперь стоит окаменевший на равнине вдали от всех гор.

Легенда о реке Катунь (2-я легенда).

Жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь - дочь богатого Бабырхана. Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Бабыр отдать дочь за бедного парня. И решили они тогда убежать. Дождались ночи и пустились в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути. О месте встречи они договорились заранее.
Вот уже близко условленное место, вот-вот их пути соединятся, но спохватился Бабырхан, бросился в погоню, догнал их и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не хочет бросить любимого, отказывается домой возвращаться.
Разозлился Бабырхан и превратил молодых влюбленных в реки. Думал, что теперь-то уж не быть им вместе. Но любовь оказалась сильнее, слились вместе Бий и Катунь, и потекла дальше широкая великая река Обь.
Как увидел это чудо злой хан, окаменел от злости и от собственного бессилия и превратился в гору.
И теперь он стоит там. И если к полнолуние в 12 часов ночи отойти от скалы на 20 шагов, а потом резко повернуться, то можно увидеть злое лицо Бабыра, глядящего в гневе на свою непокорную дочь Катунь.

Легенда о реке Катунь (3-я легенда).

В одном стойбище жили красивая девушка Катунь и богатырь Бабырган. Очень они любили друг друга. Но отец Катуни не дал согласия на их брак, и решили они убежать, чтобы пожениться в чужих краях. Хватился утром отец: нет дочери. Кинулся вслед и когда увидел их, бегущими по равнине, так рассвирепел, что стал хватать большие камни и бросать им вслед. А напоследок схватил он целую гору, кинул ее со всей силы, упала она прямо на богатыря и убила его. Остановилась Катунь возле этой горы, плачет.
Тут и настиг ее отец, велел возвращаться. Заупрямилась Катунь. Схватил ее отец за рукав, потянул за собой, но вырвалась непокорная дочь и побежала дальше. Так и убежала Катунь в чужие края искать лучшей доли.
Там, где оторвался рукав, образовалась протока. А то место, где под горой остался лежать возлюбленный Катуни, стало называться его именем - Бабырханом

Легенда о реке Катунь и горе Бобырган.

У хана Алтая была прекрасная дочь Катынг. Безумно любил ее своенравный отец. Понимал он, что рано или поздно придется девушку отдать замуж, придется расстаться с ненаглядной дочерью. Но хотел он как можно дольше удержать свою Катынг дома. Чтобы никто не видел ее красоты, хан построил для нее замок высоко в горах.
Одиноко жила красавица Катынг в своем прекрасном, неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетавшие с востока, пели для Катынг песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живет далеко в степях. Ветры, пролетавшие мимо гордо стоявшего в своем одиночестве замка, шептали красавице о любви Бия к Катынг. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком. И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катынг решила сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью.
Подкараулила смелая девушка, когда уснет ее могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашел своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад.
Но ни один из воинов хана не смог настичь Катынг, которая, ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами, стремительно бежала все дальше и дальше. Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бобырган, Он уже ухватил Катынг за рукав платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше.
Так и не догнали богатыри красавицу Катынг, которая встретилась со своим любимым Бием. и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое - реку Обь.
С тех пор эти влюбленные неразлучны. А грозный хан Алтай в жестоком гневе своем и в слепой ярости превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырган, который стал последней горой Северного Алтая.

 
 
 
 

Популярные  новости

Обратная  связь

Все вопросы об Активных турах по Горному Алтаю, деятельности клуба "Маяк Алтая" Вы можете задать по телефонам:

  • 8 925 700 03 02 - Москва
  • 8 963 518 80 60 - Алтай
  • 8 904 327 25 90 - Омск
  • 8 951 714 48 48 - Смоленск
  • ICQ: 492685565
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • ВКОНТАКТЕ: группа "Конные походы по горному Алтаю"