Новости Третьего Международного Алтайского Форума на Русском

Алтайский клуб: ответ философа на большие вопросы стратегического развития

Алтайский клуб: ответ философа на большие вопросы стратегического развития


Сопредседатель Генерального Совета Ассамблеи народов Евразии, Посол Доброй воли ЮНЕСКО, доктор философских наук писатель Александра Очирова в рамках Третьего Алтайского форума представила важнейший доклад «Гуманитарная модернизация как императив устойчивого развития человечества».
На Международном форуме в Горно-Алтайске, проводимом 21-22 июня Ассамблеей народов Евразии, Правительством Российской Федерации и Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай при широком участии дипломатов, политиков и научных работников стран СНГ и Евразии дискуссии и доклады посвящены исследованиям перспектив Алтайского вектора развития. Философ и политик Александра Очирова подошла к своему докладу еще более широко с позиций глобального цивилизационного развития, социально-культурных индикаторов и вопросов, связанных с разными векторами процессов интеграции и конфликтов. Подчеркнув, что в мире к сегодняшнему дню произошли и продолжают нарастать глубочайшие изменения, обусловленные глобализацией и неравномерностью социальной и экономической значимости государственных основ и жесткой конкуренцией управленческих моделей, пошатнувшихся перед лицом проблем и вызовов современной цивилизации.
«В связи с этим есть все основания говорить о том, что появились и появляются новые центры и силы цивилизационного развития. Если что-то уже обрушилось, нужно иметь в виду – всем, и политикам, и ученым, и всем народам, и каждому отдельному человеку – что это будет сложный и длительный процесс. Достаточно длительный для непростых взаимодействий между государствами и народами, имеющими разные культуры, целеполагания и идентичности», - заявила Александра Очирова.
Трансформация ожидает всех без исключения - все страны, культуры и народы, где также все более важны проблемы субъектности, идентичности и самости каждого отдельного человека и всего субъектного, многообразного развития человечества. В этой ситуации и при такой повестке дня особую роль может сыграть гуманитарная модернизация. Обеспечив устойчивые и безопасные переходы направлений развития, сформировав доказательные переговорные диалоговые площадки для принятия императивов идентичности, субъектности, преемственности и целостности как стратегических факторов цивилизованного развития.
«Как философ, я хочу подчеркнуть, что эти факторы забываются. Мы иногда и в разорванном виде слышим их в речах наших лидеров, приветствуем это, но ученые, пропустившие эти темы в своем отстающем от научно-технического прогресса движении, должны взяться них и рассмотреть все происходящее в мире так, как это делалось раньше.
Логика чистого разума с самих истоков античной логики – не самая скучная и точно не устаревшая тема, лежащая в основе философии гуманизма века Просвещения и перетекшая в модернистские философские школы, человеческую и политическую этику, противоположные формам глобального неогуманизма, где в основе идефикс лишения субъектности как человека, так и всего человечества.
Как заявила Александра Очирова, никакие решения не будут объективными и правильными, если не носят характер методологически концептуальных гуманитарных вопросов. Они все имеют стратегический характер, это необходимость для современных саморазвивающихся глобальных систем. Которые, к сожалению, иногда несут в себе не только возможности развития, но и имеют предпосылки саморазрушения как человеческой личности, так и всей человеческой цивилизации в целом.
Сегодня цивилизация переполнена катастрофами природного технологического характера, переворотами, конфликтами. Что очень важно, к сожалению, это трансформация мировоззренческого порядка, более сориентированного на концепции национальной исключительности, на фашизм, на терроризм, побуждение к послушанию, подчинению или даже уничтожению целых народных государств. С другой стороны, человечество находится в условиях опережающего развития научно-технического прогресса. И стратегии развития, выработанные в ходе почти бесконечных войн в истории человечества, тут противоположность гуманизму этого прогресса науки и техники, который присутствует во всех видах человеческой деятельности.
Это вырабатывалось на разных этапах исторического развития, когда человек анализировал каждый свой новый шаг и привело к формированию гуманитарных категорий: наука, философия, культура, образование - все, что сформировало основу личностного и коллективного сознания. Именно на этой гуманитарной основе в конечном счете и определилась тема единства, реальность единства, модели и многообразия мира, его социально-культурная динамика во всех видах человеческой деятельности, государственных устройствах и мировоззреческом сопровождении людей. История, конечно, всегда была переполнена войнами и конфликтами. Но всегда эти проблемы тем не менее разрешались с помощью управляющих решений закона, права, религии и культуры – эти регуляторы всегда соединяли пространство и времена.
«Сегодня нужно понимать, что к одной из самых главных глобальных проблем, которые были уже давно озвучены Римским клубом, добавились еще две. Это нравственность (и как антитезис – аморальность) и очень обсуждаемая тема – проблема управления. Однополярность в многообразном и сложном мире является системным противоречием и, на мой взгляд, самой серьезной, наивысшей угрозой. Мир – очень сложный, многообразный как источник развития всей цивилизации не может управляться однополярным источником.
В 2007 году Владимир Владимирович Путин на Мюнхенском собрании сказал, что для современного мира такая модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. Все выдающиеся ученые, занимающиеся проблемами цифрового развития и проблемами систем, на своих научных площадках и конференциях, говорят о том, что направленность поисков решений развития должна базироваться на тех методах гуманизма, религии».
Гуманизм - то, что сформировало человека. Именно на этом подходе основывались гуманитарные науки и философские системы, а человека сегодня теряется в этом новом обществе и это говорит о его одномерном положении. «Место человека» нужно вернуть, потому что человек действительно – мера всех вещей. Расчеловечение цивилизации – очень-очень серьезный и опасный процесс, точнее, пока еще почти тенденция. Ослабление гуманитарной парадигмы связано именно в первую очередь с тем, что расчеловечивание убирает именно ту субъектность, которая необходима. В научных журналах баланс мира человека и мира природы стал самой горячей темой поисков управленческих стратегий.
«Я хочу подчеркнуть главную мысль: гуманизм – единственный выход из неустойчивости больших социокультурных систем. Превращение существующих глобальных проблем в приоритетное целеполагание развития, на этом и базируется формирование модели будущего. Я хочу отметить, что падение духовных ценностей очень опасно. Потеря этих ценностей, как доказано наукой, даже просто их ослабление, приводит к ослаблению возможностей индивидуальных и коллективных действий».
На это нужно обратить очень серьезное внимание: напротив, гуманитарная модернизация направлена к человеку, высвечивает изнутри для него самого все приоритетные цели и не позволяет заменить их ничем другим, являясь превентивным условиям необходимости осуществления всех других реформ.
«Что касается сегодняшнего форума, я думаю, что эти, может быть, скучноватые на первый взгляд мысли, не станут упущенной возможностью. Это должны обсуждать и ученые, которые сохранились в своем статусе, но потеряли темы своих исследований. И потеряли свою ответственность, которая должна быть знакома тем, кто принимает решение, потому что вопрос будущих элит – это очень серьезно.
Это вопрос общественной дипломатии, культурной дипломатии – самый серьезный вопрос. Не надо забываться, очаровываться возможностями третьего поколения кибернетики, которые могут решить проблемы. Решения может принимать только человек - человек образованный, ответственный и нравственный. Для того, чтобы вернуть это каждому и в коллективное сознание, в планетарное сознание, важно, чтобы человек был и остался главным фактором нашего развития, его целью.
А что касается Алтая, это безусловно прародина тюркской цивилизации - и не только тюркской, но и индоевропейской цивилизации. С учетом миграционных процессов, я думаю, ученые подтвердили бы и нашли здесь гены наших предков, которые распространились по всему миру», - так завершила свое выступление философ, политик и общественный деятель, Сопредседатель Генерального Совета Ассамблеи народов Евразии Александра Очирова.
Ссылка на первоисточник: http://eurasia-assembly.org/ru/news/altayskiy-klub-otvet-filosofa-na-bolshie-voprosy-strategicheskogo-razvitiya